На сегодняшний день формирование здорового образа жизни достигается путем системного и комплексного подхода к вопросам профилактики, а также за счет активных взаимодействий со стороны наших партнеров. Поэтому в рамках государственной программы развития здравоохранения «Денсаулык» на 2016-2019 г.г. и в соответствии с Планом «Профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на 2017-2018 учебный год» сотрудниками поликлиники проводится ряд мероприятий, которые направлены на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

Профилактика дорожно-транспортного травматизма - актуальная проблема здравоохранения Казахстана. По оценкам Всемирной организации здравоохранения в европейском регионе ежегодно случается более 80 млн. несчастных случаев, жертвы которых нуждаются в медицинской помощи, причем около 20% тяжелотравмированных составляют пешеходы и велосипедисты. По причинам смерти, травматизм занимает 3 место, уступая лишь болезням системы кровообращения и цереброваскулярным заболеваниям. В международном отчете Всемирной организации здравоохранения дорожно-транспортные происшествия занимают 10-е место в списке ведущих причин смерти населения мира и 9-е место в списке основных причин потери трудового потенциала. В странах Евросоюза экономические потери вследствие дорожно-транспортного травматизма достигают 3% от внутреннего валового продукта. Травматизм является одной из важнейших медико-социальных проблем современности не только в Казахстане, но и во всем мире. Сегодня в экономически развитых странах мира травмы занимают третье место среди причин смерти населения, причем травмы чаще уносят жизни людей наиболее молодого, трудоспособного возраста. Причиной четверти всех смертей от травм в мире является дорожно-транспортный травматизм. Казахстан находится в центре Евразийского материка, по площади земель республика занимает девятое место в мире и второе место по территории среди государств СНГ. Геополитическая роль Казахстана как транзитного моста между Европой и Азией определяет его значительный транзитный потенциал, предоставляя азиатским странам географически безальтернативную наземную транспортную связь с Россией и Европой. В Казахстане получили развитие все виды транспорта, однако основным востребованным видом транспорта является автомобильный, которым пользуются 85% пассажиров. Медико-социальная ситуация по травматизму в Республике Казахстан характеризуется ростом частоты и тяжести травм. Основными травмоопасными периодами являются осень и зима, когда происходит до 47% травм. В дневное время суток повышается риск смертельных случаев при дорожно-транспортных происшествиях до 93%, а доля тяжело пострадавших составляет 22%. Травмы и несчастные случаи являются ведущей причиной смерти детей старше 3 лет. Травмы у детей не только в ряде случаев заканчиваются инвалидностью, что приводит затем к ограничению в выборе профессии, но и отрицательно сказываются и на здоровье, трудоспособности и морально-психологическом состоянии родителей. Выявлена четкая закономерность увеличения показателя обращаемости по поводу несчастных случаев и травм с возрастом детей, при этом пик детского травматизма приходится на 10-14 лет, несчастные случаи и травмы наблюдаются у 40% дошкольников и у 60% - школьников. Уровень детского травматизма достаточно высок, причем ведущее место занимают бытовые травмы, на долю которых приходится 55-60% всех травм и несчастных случаев у детей. Почти половину всех бытовых травм дети получают в то время, когда они находятся без присмотра взрослых. Высокая актуальность проблемы дорожно-транспортного травматизма принимается во внимание Правительством Республики Казахстан, всеми заинтересованными министерствами, ведомствами и государственными органами и отражена в Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», в Государственной программе «Денсаулык» на 2016-2019 гг., целью которой является снижение дорожно-транспортного травматизма и смертности от него. Дорожно-транспортный травматизм в значительной степени предсказуем и предотвратим. Проблема предотвращения дорожно-транспортного травматизма является Национальной политикой государства, решение которой возможно путем межсекторального взаимодействия.

Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Детский дорожно-транспортный травматизм, как это показывает статистика, имеет, к сожалению, тенденцию к увеличению, а не к снижению. Не последнюю роль здесь играет весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности, вызванный отсутствием до настоящего времени стабильных учебников и учебных пособий, методических материалов для воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей школ, многие из которых имеют слабую специальную подготовку по предмету или не имеют ее вообще. Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость; неспособность правильно оценивать обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; потребность в движении, которая преобладает над осторожностью; стремление подражать взрослым; переоценка своих возможностей; специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др. Авторы многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечает, что почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и другие, перечисленные выше, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы.

Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям.
  • Информационное - обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
  • Развивающее - формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
  • Воспитательное - формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
  • Методическое - методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДТТ.
  • Контрольное - система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДТТ.

Помни правила дорожного движения как таблицу умножения!